Утесов Леонид Осипович (9.03.1895—9.03.1982)

О Леониде Осиповиче Утесове очень много написано и сказано. Но в разные годы ему помогали разные люди, о которых широкому кругу известно не много.

8 марта 1929 года на сцене Ленинградского оперного театра дебютировал теа-джаз под управлением Леонида Утесова. Музыкальным руководителем и одним из организаторов коллектива был Яков Борисович Скоморовский.

Он родился 6 августа 1889 года в Херсоне. Отец, дядя и три брата Якова были талантливыми музыкантами, поэтому споров о выборе профессии в семье не было. В 1897-1898 гг. Яков Скоморовский учится в Одесском музыкальном училище РМО (Российского музыкального общества) по классу трубы у выдающегося преподавателя и исполнителя Михаила Прокофьевича Адамова (1874-1946). В 1898 году М.П. Адамова приглашают в Петербург на должность первого трубача-солиста оркестра Мариинской оперы. Вслед за ним в Петербург отправляется и Яков Скоморовский. Там он поступает в консерваторию, в класс Александра Бернгардовича Гордона (1867-1942).

С первых дней учебы Яков зарекомендовал себя как виртуозный трубач. Не случайно после окончания консерватории молодой музыкант получил лестное по тем временам приглашение в симфонический оркестр гвардейского Волынского полка в качестве солиста-трубача. Уже после октябрьской революции, когда в России вновь начали функционировать театры, Скоморовского пригласили в качестве ведущего трубача-солиста в оркестр Малого Ленинградского театра (МАЛЕГОТ), где он проработал более десяти лет. Отсюда Якова Скоморовского "увел" в свой джаз-оркестр Леонид Утесов. На протяжении многих лет Я.Б. Скоморовский совмещал работу в разножанровых коллективах Ленинграда. Он играл в оркестре под управлением Леонида Утесова, оркестре Малого оперного театра (1918-1932), симфоническом оркестре Петроградской (Ленинградской) филармонии.

"Яков Борисович Скоморовский был одним из выдающихся трубачей-солистов; его игра отличалась сильным и красивым звуком, техническим совершенством", — отмечал дирижер, заслуженный артист РСФСР А. Коган. Исполнительское мастерство музыканта ценили и отмечали такие выдающиеся композиторы, как А.Н. Скрябин, А.К. Глазунов; дирижер С.А. Самосуд сказал об игре Скоморовского: "Его "Золотой петушок" (речь идет об опере Н.А. Римского-Корсакова. — прим. Б.Ш.), как драгоценный бриллиант, излучал искры, от которых загоралось пламя вдохновенного исполнения чудесной оперы".

Со временем у Скоморовского произошла размолвка с Утесовым по многим творческим вопросам, тем не менее, Яков Борисович успел "заразиться" джазом. В 1930 году он создал свой джазовый коллектив, собрав многих талантливых музыкантов Ленинграда, работавших в театральных оркестрах, а также в оркестре Ленинградского мюзик-холла, которым в то время руководил композитор Исаак Дунаевский. Премьерное выступление концертного джаз-ансамбля под руководством Я. Скоморовского состоялось в начале 1931 года в ленинградской гостинице "Европейская" и имело большой успех. Критики отмечали изящество аранжировок, выполненных Николаем Игнатьевым, прекрасный вокал баритона Ивана Миловидова, игру на гавайской гитаре Джона Данкера и, конечно же, виртуозное владение трубой руководителя ансамбля. В состав оркестра также входили Петр Скрипаченко, Иосиф Тершкович, Геннадий Ратнер, Николай Бавурин, Анатолий Варгасов, Федор Осипов, Иосиф Уткин, Леонид Шатохин, Иван Морозов, Александр Леонтьев, Илья Жак, Джек Смилга и два родных брата Скоморовского.

Джаз Я.Б. Скоморовского сделал немало записей на грампластинки в 30-е годы, а несколько последних записей с соответствующей тематикой — в годы Великой Отечественной войны. Коллектив также выступал с концертами в краснофлотских частях и гарнизонах. Любопытно, что Клавдия Ивановна Шульженко, имея свой джаз-оркестр под управлением В.Ф. Коралли, ряд песен ("Челита", "Не забудь" и др.) записала в сопровождении оркестра под управлением Я.Б. Скоморовского. После войны Яков Борисович руководил эстрадным оркестром ленинградского Дома культуры работников связи, а с 1951 года до конца своих дней преподавал в Военно-морской музыкальной школе имени Н.А. Римского-Корсакова.

Яков Скоморовский — автор ряда произведений для джаз-оркестра, концертных миниатюр, транскрипций. И все же в музыкальный мир он вошел как один из организаторов и, без преувеличения, — душа легендарного утесовского теа-джаза, созданного двумя этими музыкантами. А рассказывать о популярности джаза Леонида Утесова нет необходимости, она была поистине всенародной.

* * *



Вторым помощником, "правой рукой" Леонида Осиповича Утесова был Николай Григорьевич Минх — дирижер, аранжировщик, пианист, композитор, один из первых советских аккордеонистов.

Николай Минх родился 2 марта 1912 года в Саратове. В 1926 году окончил музыкальный техникум в Пензе по классу фортепиано. Затем учился в Ленинградском музыкальном техникуме по классу фортепиано у преподавателя Друскина и по классу композиции у Рязанова. Учебу совмещал с работой в оркестре "Джаз-капелла"; работал концертмейстером балета в Ленинградском мюзик-холле, которым руководил прославленный танцовщик и балетмейстер Касьян Галейзовский.

С 1931 года Николай Минх был пианистом, аранжировщиком, аккордеонистом в теа-джазе под управлением Леонида Утесова. "Юноша пришел в оркестр, — вспоминал Леонид Осипович, — и победил мастерством пианиста, интереснейшей импровизационной манерой исполнения; еще какой-то мальчишеской симпатией. Ах, как он пришелся ко двору! Его трудолюбие, темперамент и подлинное дарование дали удивительные результаты; творческий рост у него был поразительно стремительным; а его оркестровки?! Возьмите альбом пластинок нашего оркестра тех лет и посмотрите: обработка Николая Минха, обработка Николая Минха… Как это очаровательно и с какой блестящей выдумкой. Слушаешь — и кажется, что это сделано сегодня".

Если же говорить о Николае Минхе — пианисте, то его фортепианные импровизации отличались самобытностью, свежестью. Примером может стать его композиция на тему песни Матвея Блантера "Грустить не надо". Работая в Ленинградском мюзик-холле, Николай Минх тесно сотрудничал с дирижером оркестра мюзик-холла И.О. Дунаевским. Параллельно Николай Минх окончил Ленинградскую консерваторию по третьей для себя музыкальной специализации — дирижирование (класс выдающегося педагога Н.С. Рабиновича). После этого, в 1939 году Н.Г. Минх стал художественным руководителем Эстрадного оркестра Ленинградского радиокомитета. Оркестр под его управлением за короткий период вошел в число лучших джазовых коллективов страны.

Началась Великая Отечественная. Николай Минх прошел курсы лейтенантов и командовал музыкальным взводом 213-го стрелкового полка 56-й дивизии Ленинградского фронта, оборонявшей город. За годы войны оркестр Краснознаменного Балтийского флота под управлением Н.Г. Минха дал более 1200 концертов; было создано восемь программ. В этом оркестре прошли воинскую службу композиторы Н. Будашкин В. Соловьев-Седой. В 1942-м Н.Г. Минх пишет музыкальную комедию "Раскинулось море широко" по одноименной пьесе Всеволода Вишневского. За годы войны пьеса прошла 150 раз. С 1942 по 1945 г. Николай Григорьевич руководит Театром Балтийского флота.

В послевоенные годы оркестр Ленинградского радио под управлением Н.Г. Минха расширяется, превращается в эстрадно-симфонический оркестр. В 1952 году Николай Григорьевич Минх переезжает из Ленинграда в Москву, где создает новый коллектив — оркестр театра эстрады "Эрмитаж". В короткий срок оркестр становится одним из лучших в стране, записывает пластинки, звучит на радио. В этом коллективе начинали свой творческий путь композиторы Владимир Терлецкий, Ян Френкель, Владимир Рубашевский, Юрий Саульский.

Н.Г. Минх пишет музыку к музыкальным спектаклям и опереттам, создает множество песен, пьес, музыки к драматическим спектаклям, радиопостановкам.

Николай Григорьевич Минх в течение многих лет возглавлял Комиссию эстрадной и джазовой музыки Московского отделения Союза композиторов РСФСР. С 1972 по 1982 г. Николай Минх был музыкальным руководителем, композитором и дирижером Центрального театра Советской Армии. В октябре 1979 года исполнилось 20 лет деятельности Комиссии эстрадной и джазовой музыки при СК РСФСР под председательством Николая Григорьевича Минха, которая, по сути, была штабом столичной джазовой жизни. На ее заседаниях регулярно прослушивались и обсуждались новые эстрадные и джазовые произведения. Так, по рекомендации Комиссии и лично Н.Г. Минха в Союз композиторов были приняты ведущие джазовые музыканты Георгий Гаранян, Николай Капустин, Герман Лукьянов, Борис Рычков, Юрий Чугунов, Николай Левиновский, Игорь Бриль, музыковед Аркадий Петров.

Комиссия, возглавляемая Н.Г. Минхом, сыграла большую роль в создании эстрадно-джазовых отделений при музыкальных училищах, в выпуске специальной и учебной литературы.


Борис ШЕСТОПАЛ

Читать статьи...